Асинхронные электродвигатели АДЧР используются, в первую очередь, для комплектации регулируемого привода с преобразователем частоты (инвертором), а также иногда для эксплуатации в составе нерегулируемого привода с питанием от стандартной электросети. Электродвигатели АДЧР, предназначенные для работы с частотным регулированием, могут быть выполнены по схеме самовентиляции (вентилятор охлаждения, установленный на валу двигателя), а также по схеме с принудительной вентиляцией (вентилятор охлаждения с независимым питанием).
- Электродвигатели с самовентиляцией имеют ограничения по глубине регулирования скорости вращения на низких оборотах (из-за возможного перегрева электродвигателя) и на оборотах с превышением номинальной частоты вращения (из-за дополнительного снижения полезного момента на валу).
- Электродвигатели с независимой вентиляцией лишены этих недостатков во всем диапазоне скоростей.
АДЧР могут быть оборудованы электромагнитным тормозом. Это бывает вызвано требованиями к безопасности оборудования, в состав которого входит электродвигатель, а также необходимостью удержания нагрузки при отключенном питании электродвигателя. На электродвигателях, используемых в системах точного регулирования и позиционирования, устанавливается датчик скорости/положения, позволяющий с заданной точностью контролировать скорость вращения вала электродвигателя и его положение.
Основное (базовое) исполнение – электродвигатель, предназначенный для режима работы от сети переменного тока 50 Гц напряжением 380В.
Климатическое исполнение и категория размещения У3, степень защиты IP54, категория А по ГОСТ Р МЭК 60034-14-2008, температурный класс изоляции обмоток – F, встроенный в обмотки электродвигателя термодатчик РТС с выводами в клеммной коробке.
Электродвигатели АДЧР базового исполнения (АДЧР «0») - вентиляция, тормоз, датчик скорости отсутствуют.
Рис 1. Электродвигатель АДЧР модификации «0» |
Назначение: для комплектации частотно-регулируемого привода, а также для эксплуатации в составе нерегулируемого привода с питанием от стандартной электросети. Используются в составе привода насосов, вентиляторов, конвейеров ит.п., а также в качестве замены обычных асинхронных электродвигателей. Изготавливаются во всех габаритных размерах электродвигателей. Ограничения в применении: так как для охлаждения электродвигателя применяется вентилятор, установленный на валу (самовентиляция), эффективное охлаждение обеспечивается только начиная с выходной частоты инвертора около 30 Гц; допустимая глубина регулирования - около 1:3. |
Электродвигатели АДЧР с независимой вентиляцией (АДЧР «В») - тормоз, датчик скорости отсутствуют.
Рис. 2а. Электродвигатель АДЧР модификации «В» Компоновка: встроенный вентилятор |
Рис. 2б. Электродвигатель АДЧР модификации «В» Компоновка: вентилятор «наездник» |
Назначение: для использования в составе частотно-регулируемого привода при продолжительной работе во всех диапазонах рабочих скоростей. Используются в приводе конвейерных систем, центрифуг, автоматических линий и т.п. Изготавливаются во всех габаритных размерах электродвигателей. Ограничения в применении: так как датчик скорости/положения в данной модификации отсутствует, то максимальная глубина регулирования с преобразователем частоты может составлять 1:10, при использовании специальных типов инверторов до 1:20…40.
Электродвигатели АДЧР с электромагнитным тормозом (АДЧР «Т») - принудительная вентиляция и датчик скорости отсутствуют.
Рис 3. Электродвигатель АДЧР модификации «Т» |
Назначение: для использования в составе частотно-регулируемого привода (статический тормоз) или с прямым питанием от электросети (динамический тормоз) при необходимости обеспечивать удержание вала электродвигателя при отключении силового питания электродвигателя, а также в системах, требующих повышенной безопасности. Используются в приводе грузоподъемных механизмов, конвейерных систем, центрифуг, автоматических линий и т.д. Изготавливаются во всех габаритных размерах электродвигателей. Ограничения в применении: так как для охлаждения электродвигателя применяется вентилятор, установленный на валу (самовентиляция), эффективное охлаждение обеспечивается только начиная с выходной частоты инвертора около 30 Гц; допустимая глубина регулирования - около 1:3. Максимальная скорость – не выше номинальной. При использовании такого типа электродвигателя с прямым питанием от электросети, требуется установка динамического тормоза. |
Электродвигатели АДЧР с датчиком скорости и независимой вентиляцией (АДЧР «ДВ») - тормоз отсутствует.
Рис. 4а. Электродвигатель АДЧР модификации «ДВ» Компоновка: встроенный вентилятор |
Рис. 4б. Электродвигатель АДЧР модификации «ДВ» Компоновка: вентилятор «наездник» |
Назначение: Работа совместно с частотно-регулируемым приводом при необходимости обеспечения большой глубины регулирования скорости, точного контроля скорости вращения, управления моментом в любом диапазоне скоростей от 0 об/мин до максимальной. Изготавливаются во всех габаритных размерах электродвигателей. Используются в точном машиностроении, станках с ЧПУ, грузоподъемных механизмах, конвейерных системах, автоматических линиях.
Электродвигатели АДЧР с электромагнитным тормозом и независимой вентиляцией (АДЧР «ТВ») - датчик скорости отсутствует.
Рис. 5а. Электродвигатель АДЧР модификации «ТВ» Компоновка: встроенный вентилятор |
Рис. 5б. Электродвигатель АДЧР модификации «ТВ» Компоновка: вентилятор «наездник» |
Назначение: Работа совместно с частотно-регулируемым приводом при продолжительной работе во всем диапазоне рабочих скоростей и при необходимости удержания вала при отключении питания электродвигателя, а также в оборудовании, требующем повышенной безопасности. Устанавливается тормоз статического типа. Изготавливаются во всех габаритных размерах электродвигателей. Используются в грузоподъемных механизмах, конвейерных системах, автоматических линиях, центрифугах и т.п.
Ограничения в применении: так как датчик скорости/положения в данной модификации отсутствует, то максимальная глубина регулирования с преобразователем частоты может составлять 1:10, при использовании специальных типов инверторов до 1:20…40.
Электродвигатели АДЧР с электромагнитным тормозом, датчиком скорости и независимой вентиляцией (АДЧР «ТДВ»)
Рис. 6а. Электродвигатель АДЧР модификации «ТДВ» Компоновка: встроенный вентилятор |
Рис. 6б. Электродвигатель АДЧР модификации «ТДВ» Компоновка: вентилятор «наездник» |
Назначение: Работа совместно с частотно-регулируемым приводом при необходимости обеспечения точного контроля скорости вращения, получения большой глубины регулирования скорости, управления моментом во всем диапазоне рабочих скоростей и при необходимости удержания вала при отключении питания электродвигателя, а также в оборудовании, требующем повышенной безопасности. Изготавливаются во всех габаритных размерах электродвигателей. Используются в точном машиностроении, станках с ЧПУ, грузоподъемных механизмах, конвейерных системах, автоматических линиях и т.д.
Варианты исполнения принудительной вентиляции:
Встроенный вентилятор. Разъем управления вентилятором устанавливается на кожухе вентиляции. Может устанавливаться встроенный вентилятор с собственной клеммной коробкой (электродвигатели 250-315 габарита), в этом случае разъем не устанавливается. Напряжение питания вентилятора
- для габаритов 63÷100 мм – однофазное, 220В;
- для габаритов 112÷315 мм – трехфазное, 380В;
- Ток цепи вентилятора не более 2А.
Вентилятор «наездник». Питание вентилятора осуществляется непосредственно через клеммную коробку вентилятора «наездника». Напряжение питания - трехфазное, 380В. Ток цепи вентилятора не более 3А
Особенности конструкции и варианты исполнения электромагнитного тормоза:
- в стандартной комплектации изготавливается с тормозом статического типа без контроля срабатывания, без ручного растормаживания с напряжением питания 200В DC, комплектуется выпрямителем питания для тормоза 220В АС
- разъем управления (питания) тормоза устанавливается на силовой клеммной коробке
- момент удержания тормоза не менее номинального момента электродвигателя
- Динамический тормоз – предназначен как для удержания вала электродвигателя при отключенном силовом питании, так и для систематической остановки электродвигателя тормозом с рабочей скорости;
- Статический тормоз – предназначен для удержания вала после остановки электродвигателя преобразователем частоты. Торможение электродвигателя с рабочей скорости статическим тормозом возможно только при аварийной ситуации;
- Ручное растормаживание. Тормоз с ручным растормаживанием позволяет выполнять растормаживание вала вручную при помощи специальной рукоятки, расположенной на электродвигателе;
- Контроль срабатывания. На тормозе может устанавливаться датчик состояния тормоза, контакты которого позволяют получать информацию о реальном состоянии тормоза.
Особенности конструкции датчика скорости/положения (энкодера):
- питание 5 В;
- число инкрементов на оборот – 2500;
- выходной сигнал – TTL;
- потребляемый ток датчика – не более 200 мА;
- разъем подключения энкодера устанавливается на силовой клеммной коробке.